В работе психологической службы дошкольного подразделения выделяются два основных направления работы — актуальное и перспективное.
Актуальное направление ориентировано на решение насущных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении дошкольников, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.
Перспективное направление нацелено на развитие, становление индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к школе.
Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею — возможность гармонического развития личности каждого ребёнка — и содействует ее реализации в практической работе. Задача психолога в ДОУ — создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки, помощи.
Особый акцент психолог делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
Психологическая диагностика
Основная цель психодиагностики — выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится также после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.
Коррекционно-развивающая работа
Включает в себя следующие формы работы:
· работа с проблемами в личностной и познавательной сферах, развивающие игры;
· индивидуальные психокоррекционные занятия;
· тренинговые занятия;
· занятия по подготовке детей к школьному обучению.
Психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование в ДОУ проводится по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
Содержание коррекционной работы |
Цели и задачи |
Методическое обеспечение |
Педагог-психолог |
||
Организация и содержание методической работы
Подготовка диагностических методик по готовности к школе Проведение первичного обследования Обработка данных и планирование коррекционной работы Коррекционно-развивающая работа Наблюдение на занятиях и в свободной деятельности, выработка рекомендаций по улучшению психологического состояния детей Проведение диагностического обследования обработка данных и выработка рекомендаций для родителей Составление картотеки по развивающим играм Составление диагностических комплексов по возрастным группам Разработка развивающих программ Составление консультаций
Работа с кадрами
Участие в педсоветах Психолого-педагогическое консультирование
Работа с родителями
Участие в групповых собраниях Индивидуальное консультирование Консультации - «Готов ли ваш ребенок к школе» - «Влияние семьи на ребенка» |
Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучения умению быть в мире с самим собой. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями- средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой) Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развития восприятия, творческих способностей, воображения, речи. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения. |
Яковлева Н. А. «Психологическая помощь дошкольнику», М., ТЦ Сфера, 2002 г.
Чиркова Т. И. «Психологическая служба в д/с», М., Педагогическое общество России, 1998 г.
Дубровина И. В. «Руководство практического психолога», М., Академия,1999г.
Дьяченко О. М. «Психолог в детском дошкольном учреждении», М., Новая школа, 2010 г.
Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников», М., АРКТИ, 2010 г.
Тихомирова Л. Ф. «Развитие логического мышления», Ярославль, ТОО «Гринго»,2005 г. |